+7 8212 24-06-71 Ленина 27, Сыктывкар
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля»
23.05.2014

Изготовление и популяризация рукодельных тактильных книг для детей-инвалидов по зрению (12+)

 

Участники мероприятия – специалисты библиотек: Карельской специальной библиотеки для слепых, СБС РК им. Л. Брайля, Сыктывдинской ЦБС, Эжвинской ЦБС, библиотеки специальной коррекционной школы № 41; учителя дефектологи: д/с компенсирующего вида № 8 и № 60, учитель-логопед д/с комбинированного вида № 8 с. Выльгорт; тифлопедагог, педагог-дефектолог СОШ № 18; специалист КРО ВОС; мастер декоративно-прикладного творчества, изготавливающая тактильные книги.

DSCF2438.jpg

DSCF2461.jpg

 

СБС РК им. Л. Брайля регулярно информирует своих партнеров о новых изданиях тактильных книг, проводит обучающие семинары, организует выездные выставки «Книги, хранящие тепло», выходит с мероприятиями в детские сады компенсирующего вида и коррекционные школы. Наработанный опыт в виде сценария по книге С. Пылаевой «Лягушата-болтушата» написала главный библиотекарь СБС РК им. Л. Брайля Лариса Вячеславовна Игонина. Сценарий доступен всем библиотекам, так как он вошел в методическое пособие серии «В помощь специалистам, работающим с инвалидами».

 

DSCF2447.jpg

Заведующая сектором б/ф «Алый парус» Эжвинской ЦБС Сметанина Вера Николаевна рассказала как она, используя опыт СБС РК им. Л. Брайля, провела литературное занятие-урок в специальной коррекционной школе № 41 по творчеству детской коми писательницы Соломонии Васильевны Пылаевой. DSCF2449.jpg

 

В мероприятии Вера Николаевна использовала «говорящую» книгу и книжку-игрушку «Лягушата-болтушата». Ребята читали, слушали и играли с главными героями книги – весёлыми зелёными лягушатами. Мероприятие украсило выразительное чтение стихов и загадок про лягушек, комаров и цаплю. Завершилось мероприятие мастер-классом по изготовлению весёлых лягушек из цветной бумаги. Читатели получили удовольствие от знакомства с новой книгой и от весёлых поделок.

DSC06726.JPG

DSC06737.JPG

 

Своим опытом работы с тактильными книгами и дидактическими пособиями поделились: учитель-дефектолог Детского сада комбинированного вида № 8 Осипова Зинаида Николаевна (с. Выльгорт, Сыктывдинского р-на), педагог-психолог Регионального центра развития социальных технологий Каримова Эльмира Юсуповна, тифлопедагог СОШ № 18 Морозова Ирина Геннадьевна.

 

DSCF2428.jpg

DSCF2426.jpg

DSCF2454.jpg

DSCF2452.jpg

 

Елизавета Евгеньевна Шкандюк – мастер по изготовлению тактильных книг для библиотеки, рассказала о новых изданиях и предложила работать в сотрудничестве с педагогами-психологами. В этом случае обе стороны могут спланировать, какие коррекционно-развивающие задачи и каким образом можно будет решать с ее помощью.

 

DSCF2420.jpg

DSCF2422.jpg

DSCF2443.jpg

DSCF2445.jpg

Самым запоминающимся и поучительным было выступление учителя-дефектолога Карельской республиканской библиотеки для слепых Щелупановой Ирины Борисовны.

Ирина Борисовна рассказала, что в практике работы коррекционного класса Карельской республиканской библиотеки для слепых сложились определённые приёмы включения рукодельных книг в коррекционный процесс. Используются они путём индивидуального подбора. Одну и ту же книгу с разными детьми приходится читать по-разному. Дети, которым предназначены эти издания, имеют настолько разные интеллектуальные, речевые, сенсомоторные возможности, что без детально продуманного индивидуального подхода не обойтись.

На примере тактильной книги «Приключения в лесу Ёлки-на-горке», созданной в Карельской библиотеке для слепых по книге норвежского писателя Т. Эгнера, учитель-дефектолог рассказала о методике работы с книгами, о том, как происходит творческое чтение.

DSCF2467.jpg

 

Творческое чтение включает: инсценирование художественного произведения, игру по сюжету книги, перенос сюжета в реальный мир. «Все эти приемы активизируют умственную деятельность, тренируют эмоции, делают речь ребенка-инвалида выразительной и яркой» – отметила Ирина Борисовна.

DSCF2463.jpg

 

DSCF2472.jpg

 

 

DSCF2479.jpg

DSCF2482.jpg

 

В заключении творческой лаборатории были подведены итоги и высказана главная мысль. Конечно, тактильная книга – не единственное коррекционно-развивающее средство, но действительно универсальный инструмент, владение которым требует от библиотекаря и педагога творческого подхода и продуманной системы использования. В работе с детьми тактильные книги позволяют решать в комплексе образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.

DSCF2432.jpg